Mercedes-Benz Sprinter Classic: переезд
Первый блин…
«…получился отнюдь не комом. Сразу видать – сказалась «мерседесовская» закваска», – это было первой мыслью, когда я подошел к белоснежному фургону со слегка раскосыми фарами и озорно вздернутыми бровками воздухозаборников над ними. По молодцеватому выражению лица просто узнать – передо мной не нынешний «Спринтер» с его вытаращенными в легком изумлении фарами, а машина предыдущего поколения. Минуло 18 лет, как «Спринтер-T1N» начали выпускать сначала в Германии, потом в Аргентине. Времена меняются, и для текущего поколения под индексом NCV3 пришлось освободить площади в Буэнос-Айресе, а отработанную годами конструкцию решено клонировать в России. Что из этого вышло? На мой взгляд – русский «Мерседес».
У микроавтобусов и фургонов с трехконечной звездой в отличие от большинства европейских конкурентов классическая компоновка – силовой агрегат расположен спереди, привод на задние колеса. Передняя независимая подвеска с поперечной рессорой, нижними стальными рычагами и стойками «Мак-Ферсон» позволила сделать ровный пол в кабине и убрать колесные арки из-под ног водителя и переднего пассажира. Продольное расположение силового агрегата дало возможность скомпоновать на одной оси руль, педали и сиденье водителя. В результате мы получаем на редкость правильную посадку: голова, тело и ноги строго ориентированы по направлению движения, искривление позвоночника водителю не грозит.
А вот дальше начинаются вопросы. Почему «баранка» такая тонкая и жесткая? Из такого же дешевого и на глаз, и на ощупь материала сделаны набалдашник рычага переключения передач, передний бампер, пластиковые панели кабины и пассажирского салона. Да и серо-голубой их цвет практичным никак не назовешь. А почему регулировку рулевой колонки по углу наклона нужно заказывать за дополнительные деньги? На эти вопросы есть два варианта ответов. Первый – оптимистический: нам показали автомобили предсерийной партии, и после 1 сентября ситуация улучшится. Но второй, как мне кажется, куда ближе к истине – все это явные приметы экономии.
Идем дальше и вокруг
Так, а зачем корректор фар вынесли на самое видное место – в центр передней панели? Оказалось, что это колесико регулирует обороты вентилятора обдува салона. Надо читать инструкцию. И почему алгоритм переключения стеклоочистителей позаимствовали у ГАЗ-2410? Но прежде чем отправляться в путь, нужно обойти грузовик вокруг – это вам не легковушка. Итак…
Двери – немаловажная часть коммерческого фургона. Открываются они у «Спринтера» легко, а вот закрыть передние с первой попытки не удалось ни на одном автомобиле. Такая же картина и с боковой сдвижной дверью. Надежда на то, что «разработается и станет легче», не утешает. Чтобы захлопнуть двери, необходимо постараться.
Боковые зеркала размерами не поражают, а их электропривод и обогрев есть только в комплектации «Адванс». В полной мере оценить обзорность назад возможно лишь в реальных условиях эксплуатации, в режиме длительного теста. А пока несколько кругов на «Спринтере» по гоночной трассе «Новгородское кольцо».
Электроника рулит
«Полив заказывали?» Моросящий дождь перешел в ливень, который щедро полил асфальт и дал неожиданную возможность оценить работу ESP. Система динамической стабилизации полностью исключает проскальзывание любого из колес как в продольном, так и в поперечном направлениях и за счет притормаживания и частичного прекращения подачи топлива не допускает пробуксовки ведущих. Можно забыть про снос передних колес и занос задней оси, даже если на входе в поворот переборщишь со скоростью: умная система уменьшит скорость до максимально возможной для данного покрытия. Надо только не забывать вовремя переходить на низшие передачи и быть готовым к участию электроники в управлении автомобилем. Готовы? Тогда получайте удовольствие: в повороте на скользкой дороге грузовик едет как по рельсам. ESP обеспечивает стабилизацию автомобиля на выбранной траектории в повороте и создает максимальную эффективность торможения на скользкой дороге. Вот только избавиться от ее недремлющего ока невозможно: отключить можно лишь противобуксовочную систему и то не надолго.
В скоростных поворотах «Спринтер» управляется без проблем, на руле информации о положении колес вполне достаточно. От упора до упора руль делает чуть меньше 3,5 оборота, и при маневрировании на небольших скоростях, как мне показалось, усилие великовато. Такое же неоднозначное впечатление оставила электронная педаль «газа». Обороты увеличиваются отнюдь не пропорционально степени нажатия: оценив все параметры, электроника сама решает, как можно и нужно газануть или затормозить. И если водитель совершил ошибку, создается ощущение, что теряется связь между ним, автомобилем и дорогой. Несколько непривычно, а отказаться или заменить эту систему нельзя.
Зато подвеска откровенно порадовала. Специально для наших дорог немцы усилили амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости – неужто дороги в Аргентине лучше, чем у нас? Но в любом случае плавность хода русского «Спринтера» отменная, особенно у пассажирских версий, причем чем больше нагрузка, тем комфортнее чувствуют себя обитатели салона. И несмотря на очевидную короткоходность подвески, я не заметил ни одного замыкания на отбойник при ходе сжатия.
Старый друг лучше новых двух?
«Деньги, потраченные на приобретение малотоннажных автомобилей, в будущем должны окупиться комфортом водителя и пассажиров, доверием клиентов, экономией на обслуживании и эксплуатации», – говорят немцы. А какие это деньги? Пока базовый русский «Спринтер» может конкурировать только с немецким «Спринтером» – тот на 158 тысяч дороже. Правда, у T1N есть одно немаловажное преимущество, о котором говорят те, кто уже несколько лет эксплуатирует фургоны и микроавтобусы «Мерседес-Бенц» в России. «W901 делали на совесть, а у W906 есть ряд проблемных узлов», – утверждают они. Скажем, 4-цилиндровый турбодизель ОМ646 отличался надежностью, а пришедший ему на смену «более экологичный» ОМ651 отвечает требованиям Евро-5, но ремонта требует гораздо чаще. Появились проблемы с трансмиссией, подвеской, рулевым. «Раньше такого не было! – сетуют эксплуатационщики. – На прежний «Спринтер» мы не могли нарадоваться – никак не начинает сыпаться, все работает и работает!»
Впрочем, как проявит себя русский «Мерседес» в реальной жизни, только время покажет. Пока же можно сказать, что его европейские соперники дешевле – «Ситроен-Джампер» в самой простой комплектации и аналогичной грузоподъемности можно приобрести за 1 113 500 руб. «Рено-Мастер» – за 997 000, «Пежо-Боксер» – за 969 000, не говоря уже про дизельную «Газель-Бизнес» за 679 000 руб.
На треть нашенский
Как утверждает Рене Мак, директор департамента продаж малотоннажных автомобилей «Мерседес-Бенц РУС», автомобиль создан в России и только для России. Локализация же «Спринтера-Классик» составит 30 процентов. На первом этапе будут использованы шины, стекла и кузов российского производства. На Ярославском моторном заводе откроется линия по сборке двигателей ОМ646. В 2013 году планируется выпустить 6 тысяч фургонов, в дальнейшем в Нижнем будут собирать по 25 тысяч машин в год.